Rambler's Top100    

РУССКИЙ СБОРНИК
актуальные материалы по русскому вопросу


Назад

ПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний на тему

"О проектах федеральных законов "О противодействии политическому

экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы"

9 февраля 2001 года

Зал № 830 Государственной Думы

 

(содержательная чисть проекта рекомендаций может быть

уточнена или изменена с учетом замечании и предложений,

высказанных участниками парламентских слушаний)

 

Участники парламентских слушаний, обсудив концепцию проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму", "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму" и "О запрещении нацистской символики и литературы", рассмотрели вопросы, связанные с проявлением политического экстремизма и распространением нацистской символики в Российской Федерации.

В частности, было особо отмечено, что свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Однако эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может не только созидать, направлять общество к социальному прогрессу, обогащать внутренний мир человека, но и разрушать, призывать к насилию и унижать личное достоинство. Этим, по мнению участников парламентских слушаний, объективно обусловлена необходимость установления определенных правовых ограничений, связанных с целенаправленным распространением в российском обществе идей фашизма, нацистской символики и иных форм проявления политического экстремизма. Реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

Отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия политическому экстремизму и публичному распространению нацистской символики не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российскою общества в целом от деструктивного воздействия идеологии скрытого нацизма и других проявлений экстремизма.

При этом было обращено внимание, что законодательство значительной группы государств и, прежде всего государств, имеющих тоталитарное прошлое, запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, пропагандирующих и применяющих в своей деятельности подрывные, насильственные методы. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств (Германия, Италия, Португалия и др.) приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, пронацистских и других экстремистски настроенных организаций.

Анализ проявлений политического экстремизма в России свидетельствует о все большей его организованности и слиянии с организованной преступностью. При этом создание при некоторых экстремистских движениях незаконных вооруженных формирований, служб безопасности и отрядов самообороны усиливает насильственный потенциал политического экстремизма. Однако на данном этапе политический экстремизм наиболее активно проявляет себя в распространении печатной и аудиовизуальной продукции, разжигании социальной, национальной и религиозной вражды, создании радикально настроенных общественных объединений и проведении ими общественных акций, попытках участия в выборах в органы государственной власти.

В связи с отсутствием специального федерального законодательства по вопросам противодействия политическому экстремизму и распространению нацистской символики многие субъекты Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти при решении данных вопросов на практике столкнулись с реальной проблемой применения действующей нормативной базы, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, иногда применимы, если конкретно установлены соответствующие факты, такие нормы уголовного права как ответственность за призывы к свержению конституционного строя, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, терроризм, вандализм и другие. Однако, ясно, что этого не достаточно для осуществления эффективного противодействия политическому экстремизму - широкому по своему охвату и сферы проявления. При этом ситуацию усугубляет отсутствие юридического определения понятия "политический экстремизм" и нечеткость соответствующих формулировок в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации.

Участниками слушаний было отмечено, что наиболее ярко политический экстремизм религиозного толка проявился на Северном Кавказе. Особенно в самом агрессивном течении исламского фундаментализма - ваххабизме, получившем наиболее широкое распространение в Дагестане и в Чечне. При этом на территории Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края распространялись листовки, в которых содержались обращенные к мусульманам призывы к свержению существующего строя.

Широкое распространение в российском обществе получили идеи общественного объединения "Русского национального единства" (РНЕ), которые имели профашистскую направленность. При этом особые проблемы возникли при решении вопроса о противодействии деятельности данной организации. Было особо обращено внимание, что судом решение о ликвидации московского отделения РНЕ было принято по основаниям никак не связанным с проявлением политического экстремизма в деятельности данной организации.

Поэтому в отсутствие федерального законодательства субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно решать вышеуказанные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. В частности, приняты закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", закон Карачаево-Черкесской Республики "О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики", закон Ивановской области "Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иные проявления фашизма и политического экстремизма", постановление Администрации Тверской области "О запрете использования фашистской символики в Тверской области", закон города Москвы "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" и другие аналогичные акты некоторых субъектов Российской Федерации.

С учетом обсуждаемой проблемы участники парламентских слушаний указали на очевидную актуальность необходимости более конкретного решения вопросов, связанных с противодействием политическому экстремизму, в федеральном законодательстве. Они высказались в поддержку таких положений, как запрет деятельности экстремистских организаций, обязательное отмежевание партий и политических объединений от экстремистских действий и заявлений их членов, а также ответственность за незаконное распространение, изготовление и пропагандирование нацистской символики.

В частности, было отмечено, что данные положения, в случае их внесения в действующее законодательство, позволят создать необходимые правовые условия для формирования более четкой системы мер, позволяющей бороться с экстремистскими проявлениями и порождающими их причинами.

Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендовали:

(конкретные рекомендации будут выработаны на основе замечаний и предложений, высказанных участниками парламентских слушаний)

Вверх...
Назад


Приложение к Русскому ПолитСайту
©2001, Владимир Рус

Hosted by uCoz