Rambler's Top100    

РУССКИЙ СБОРНИК
актуальные материалы по русскому вопросу


Назад

Вниманию участников парламентских слушаний предлагается аналитический обзор по вопросу о политическом экстремизме.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ

(АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

1. Понятие, сущность, формы и виды политического экстремизма.

2. Фашизм как крайняя форма политического экстремизма.

3. Состояние российского законодательства в сфере противодействия политическому экстремизму.

4. Международный опыт противодействия политическому экстремизму.

Приложение:

Перечень документов по проблеме законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму

Литература



1. Понятие, сущность, формы и виды политического экстремизма

Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков. В современных условиях в связи с усилением противоречий в обществе, кризисным состоянием общественных отношений происходит резкая активизация политического противоборства, использование в практике разрешения политических конфликтов, наряду с цивилизованными, правовыми методами, антиконституционных форм политической борьбы. Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие его действия, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирования, проведение террористами широкомасштабных боевых операций в Буденовске и Кизляре, осуществление целой серии террористических акций, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.

Большую опасность политический экстремизм таит в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

Политический экстремизм - это явление международного масштаба. Среди известных своей активностью экстремистских организаций левой ориентации за рубежом имеются такие, как "Красные бригады" (Италия), "Фракция Красной армии" - РАФ (ФРГ), "Аксьон директ" (Франция), ЭТА (Испания) и другие. К правым относятся "Национал-социалистический фронт действий (ФРГ), "Группа Пайпера" (Италия), "Партия новых сил" (Франция), "Международная лига победы над коммунизмом" (Япония) и др. Несмотря на различие их идейных платформ, формы и методы экстремистской деятельности этих организаций схожи.

Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом. Поэтому борьба с ними является не только государственной, но и международной проблемой.

Политический экстремизм относится к наиболее неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. В последние годы активно проходят научные дебаты относительно его сущности и содержания, связи с другими явлениями общественной жизни.

В философской и политической литературе отсутствует общепринятое строгое определение политического экстремизма. Сегодня в политическом словаре можно найти не так много понятий, которыми бы обозначали столь разнообразные явления и процессы. Под вывеской политического экстремизма, - отмечается в научных исследованиях, - зачастую смешиваются разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением политического насилия, до преступлений, совершаемых безответственными полу уголовными элементами, политическими проходимцами или наемными агентами и провокаторами. Отмечается, что политический экстремизм часто понимается и как специфическая линия в политике (или позиция), отвергающая компромиссы с противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающий согласование и сотрудничество с политическими оппонентами или противником и как негативный социальный протест, развивающийся на уровнях - общество. классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы - в различных территориальных пределах и на различной идейно-психологической и политической основах.

Специальные работы, посвященные непосредственно политическому экстремизму, весьма немногочисленны, данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления. До середины 80-х годов для СССР тема политического экстремизма не подвергалась какому-либо анализу применительно к внутренней ситуации в силу неактуальности самой проблемы. Изучение же зарубежного материала носило преимущественно узкий характер в силу существенных идеологических затруднений, что делало их в большей степени полемическими и в значительной степени публицистическими, нежели строго научными, содержащими конструктивный анализ явления политического экстремизма.

Многие исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой адекватного теоретического определения данного явления, что во многом объясняется следующими моментами. Во-первых, сложностью самого феномена: исторической изменчивостью и многочисленностью вариантов комбинаций по линии субъект - объект. Во-вторых, идеологической насыщенностью, идейно-политическими и социально-философскими установками и предпочтениями исследователя, определенной тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью в трактовке этого понятия. В-третьих, релятивностью, возможностью инверсии понятия политический экстремизм. Наконец, в-четвертых, присутствием нравственного критерия, морального компонента. Политический экстремизм - понятие аксиологическое, оно не только отражает определенный тип деятельности политических субъектов, но и сугубо негативно его оценивает, подчеркивает деструктивность и зачастую отождествляет со злом в его социально-политическом измерении. Естественно, что каждый исследователь оставляет за собой право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни.

В связи с многообразием толкования, некоторые исследователи предлагают рассматривать понятие "политический, экстремизм" в узком и в широком смыслах слова.

Для решения практических задач, касающихся текущего момента, часто оказывается достаточной узкая трактовка политического экстремизма, под которым обычно понимают незаконную деятельность политических движений и партий, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной розни. Для политического экстремизма в таком понимании характерны следующие черты: нелегитимная политическая деятельность, прежде всего незаконное насилие; крайние формы национализма, расизма или социально-классового антагонизма; простота и общедоступность идеологии, умение предложить простые способы и пути решения сложнейших проблем общественной жизни и убедить массы в возможности их успешного осуществления на практике.

Широкий смысл понятия политический экстремизм выводится из его этимологии. Слово "экстремизм" образовано от латинского extremus - крайний. В общем и довольно абстрактном смысле экстремизм - это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям. Расширительная трактовка политического экстремизма означает его характеристику как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического явления, представляющего собой систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам власти и управления, противостоящим политическим образованиям, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Вкладывая в этот термин предельно широкий смысл, следует понимать под политическим экстремизмом такую активность политических субъектов, которая выражается в стремлении определенных политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контр элит воплотить в жизнь свои политические идеалы и реализовать поставленные задачи всеми доступными средствами, включая различные формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы, международные организации, а также обосновывающие и оправдывающие это насилие идеологии.

Активно осуществляемый в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения По направленности выделяют:

В сфере экономических отношений - экономический экстремизм - направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, резкое установление социальных расходов, наступление на социальные завоевания трудящихся, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности и др. Он находит отражение в деятельности преступных групп, сорганизовавшихся на базе акционерных обществ, коммерческих предприятий; бандитских нападениях на конкурентов, криминальных насильственных действиях работников кооперативов и товариществ; оказании давления, устрашении руководителей государственных предприятий ч др.

В сфере межнациональных отношений - националистический экстремизм - находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, в актах геноцида по отношению, к так называемому, некоренному населению, представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты "своей нации", ее прав и интересов, ее культуры" и языка. При этом отвергаются подобные же права для других национальных и этнических групп. Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом (фр. separatisme - отдельный), т.е. со стремлением к отделению, обособлению. Он направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации, отражает стремление титульных наций в национальных республиках получить преимущества перед некоренными жителями в политической и социальных сферах . Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами.

В области культуры - ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников, являющихся национальным достоянием и других крайних действиях, которые отрицательно сказываются на процессе воспитания, уровне культуры российских граждан.

В области религии - религиозный экстремизм - проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.

В области экологических отношений - экологический экстремизм - выступает против не только эффективной природоохранительной политики, но и научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

Как и любое социальное явление, политический экстремизм имеет характерные устойчивые признаки, к которым относятся,

- политическая направленность экстремистской деятельности, осуществление ее в целях борьбы за власть. Политический характер целей указывает, что, не отличаясь от других подсистем политической борьбы постановкой основной цели - приходу к власти, политический экстремизм расходится с ними по способам ее достижения. Если его политические противники стремятся прийти к власти легитимным путем, то политический экстремизм пытается ее захватить, используя свой основной метод - насилие;

- использование насилия или угрозы его применения по отношению к объектам своих политических интересов путем агрессивного физического и морально-психологического воздействия, стремление добиться поставленных целей любыми средствами, что усиливает антагонизм политического экстремизма с противостоящими ему подсистемами политической борьбы;

- организованный характер деятельности, наличие системы различных по своей структуре, идейно-политической направленности и материально-технической обеспеченности политических образований, составляющих субъект политического экстремизма, что способствует широкомасштабное и целенаправленности экстремистской деятельности;

- отказ субъектов политического экстремизма от компромиссов, принятия договоренностей с политическими противниками, что объясняется, во-первых, решительностью в достижении поставленных целей, во-вторых, использованием насилия в качестве основного метода в своей стратегии и, в-третьих, отсутствием веры в возможность достижения политических целей иными путями.

Данные признаки, отражающие основные свойства политического экстремизма, указывают на его отличие от других явлений, входящих в систему политической борьбы и для которых характерным является стремление к достижению поставленных целей конституционным путем.

По мнению большинства исследователей, политический экстремизм является исторически и социально обусловленным явлением, его появление и воспроизводство вызвано совокупностью объективных и субъективных причин социального, экономического, национального, идеологического, психологического характера. Применительно к российской ситуации наиболее существенными называют следующие причины: распад единого государства и усиление сепаратизма и национализма; глубокий системный кризис, охвативший все сферы жизни и как следствие - ухудшение социально-экономического положения населения, увеличение доли маргинализированных и люмпенизированных слоев общества, нарастание социального напряжения в обществе; борьба за власть политических партий и движений; криминализация общества и политизация уголовной преступности; правовой нигилизм граждан.

Всестороннее исследование проблемы политического экстремизма предполагает классификацию всех его проявлений, выделение в нем конкретных видов и форм. определение выдвигаемых целей и объектов, что имеет значение для организации противодействия ему со стороны государственных органов, наделенных соответствующими правами и функциями. В большинстве научно-теоретических исследований российских ученых в основу типологии экстремизма положен учет субъектов экстремистской деятельности, в соответствии с позициями которых проявления политического экстремизма можно разделить на следующие типы:

- международный экстремизм, осуществляемый на территории нескольких государств;

- государственный экстремизм - проводимый с участием государственных органов на международном и внутригосударственном уровнях;

- внутренний экстремизм - совершаемый государственными органами и оппозиционными политическими структурами внутри страны.

Такой подход является более предпочтительным, поскольку именно субъект в значительной мере определяет цель и содержание экстремистской деятельности. В научных исследованиях за рубежом широкое распространение получила типология экстремизма, в основе которой находятся цели и мотивы насильственных проявлений. В этих работах выделяется четыре типа экстремистских проявлений:

- криминальный, суть которого заключается в использовании насилия с целью получения материальной выгоды;

- совершаемый по психологическим мотивам и на основе религиозного фанатизма;

- военный - использование соответствующих средств для запугивания противника;

- политический - систематическое использование насилия в борьбе за власть. Кроме отмеченной, на Западе активно используется типология, в соответствии с которой рассматриваемые действия подразделяются на совершаемые по религиозным, националистическим и другим мотивам. Положенный в ее основу идеологический подход предусматривает квалификацию экстремистских акций в зависимости от идеологической платформы, на которой базируется деятельность их субъектов. Такой подход зарубежных исследователей в определенной мере оправдан, так как на Западе существуют экстремистские организации, выступающие за национальную независимость (например. Ирландская республиканская армия, организация баскских сепаратистов), националистические ("Дашнак цутюн"), клерикальные ("Хесболлах"), а также придерживающиеся левого или правого течений в политике.

Использование критерия субъекта обуславливает деление проявлений политического экстремизма на три вида: государственный, организационно-групповой и индивидуальный.

Политический экстремизм на государственном уровне, как правило, характерен для стран с авторитарным, недемократическим режимом правления. Этот вид является более развитым и организованным, так как строится на четко отлаженной системе организации во главе с государственными органами и соответствующей иерархической структурой. Данный вид политического экстремизма имеет развитую идеологическую основу и хорошо налаженное пропагандистское обеспечение. В сравнении с другими видами он представляет более высокую степень общественной опасности, затрагивает жизненно важные интересы абсолютного большинства граждан своей страны, угрожает безопасности международного сообщества.

В зависимости от объектов воздействия политический экстремизм имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя направленность представляет собой проведение экстремистских акций за пределами страны. Она включает осуществление государством насилия или угрозы его применения в отношении международных органов, иностранных граждан, правительств или государств с целью изменения внешней или внутренней политики. Из данной формулировки следует, что объектами государственного экстремизма являются физические лица, государства и иные субъекты международных отношений. Это обстоятельство обуславливает международно-правовой характер совершаемых на рассматриваемом направлении акций. В данном случае экстремизм можно рассматривать как своеобразный способ разрешения международных противоречий.

Внутренняя направленность государственного экстремизма заключается в осуществлении государством насилия по отношению к своим политическим оппонентам, к населению страны в целом для поддержания или укрепления своей власти. Исторический опыт показал, что в условиях политического режима, утверждающего диктатуру власти, происходит абсолютизация государства. Из органа, призванного выражать и защищать интересы общества, социальных слоев, граждан, оно трансформируется в силу, возвышающуюся, господствующую над ними. В этих условиях все формы общественных отношений не только находятся под контролем государства, но и подчинены его интересам. В рамках административно-бюрократического режима, принимающего абсолютные черты, происходит подавление гражданских институтов. Вместо того чтобы регулировать гармоничное сочетание интересов общества, социальных групп и отдельных граждан, государство искусственно создает и обостряет противоречия между ними. Более того, оно становится источником угрозы безопасности личности и общества. Эта угроза возникает в результате преследований за инакомыслие, критические высказывания в адрес внутренней и внешней политики руководства страны, местной администрации, за участие в деятельности оппозиционных политических партий и движений. Политика государственного экстремизма была решительно осуждена на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году. На ней, в частности было заявлено, что ее участники безоговорочно осуждают всех тех, кто под предлогом борьбы с терроризмом прибегает к насильственным и незаконным средствам достижения политических целей.

Второй вид политического экстремизма - организационно-групповой - связан с деятельностью политических образований, использующих насилие в борьбе за власть. Острота и масштаб действий данных образований находятся в зависимости от степени развития этих структур. Особенностью указанного вида политического экстремизма является отсутствие связи между субъектами этой деятельности и государством, т.е. она осуществляется без участия государственных структур, без выполнения ими организаторской и пособнической роли. Повышенная степень общественной опасности насильственных действий, осуществляемых экстремистскими группами или сообществами, обусловлена организованностью, массовостью, целенаправленностью акций участников данных структур, распределением между ними функциональных обязанностей, связью с другими такими же образованиями, единством их действий и современной технической оснащенностью. Взятые в комплексе, эти признаки организационной экстремистской деятельности придают их субъекту большую социально-политическую значимость. Благодаря им он трансформируется в политическую силу, представляющую угрозу не только конституционно-правовым интересам личности, общества и государства, но и в целом, безопасности страны. В этой ситуации политический экстремизм оказывает свое деформирующее влияние на государственность, состояние общественных отношений, политическая обстановка характеризуется усилением криминогенности, нестабильности в обществе, хаосом, повышенной социальной возбудимостью масс.

Третий вид политического экстремизма составляют действия экстремистов-одиночек. Став на путь осуществления насильственных действий по причине обострения своего материального положения, несправедливого отношения со стороны администрации предприятия, несогласия с политикой руководства страны или в силу своей фанатической приверженности какой-либо вере, они способны нанести ущерб не только отдельным лицам, но и обществу (например, путем диверсии, распространения анонимных материалов или открытых выступлений с призывами к насильственному изменению конституционного строя или совершения преступлений против государства, организации массовых беспорядков или других действий).

С учетом состояния политической ситуации в России в современных условиях выделяют следующие основные формы политического экстремизма: осуществление террористических актов; "чеченский" экстремизм, расширяющий свое влияние на Северном Кавказе; совершение угроз расправы над государственными и политическими деятелями, представителями власти и их родственниками; захваты заложников, захваты и угоны транспортных средств вместе с пассажирами; массовые беспорядки; совершение взрывов в общественных местах; несанкционированные митинги, уличные шествия и демонстрации, способные перерасти в массовые беспорядки; нападение и избиение участников митингов, уличных шествий и демонстраций членами оппозиционных им политических организаций и движений; насильственные захваты административных зданий с находящимися в них людьми; блокирование транспортных магистралей, объектов народного хозяйства, учреждений органов власти и управления; демонстративное уничтожение в общественных местах портретов руководителей государства, государственной символики и многие другие.

2. Фашизм как крайняя форма политического экстремизма

Анализ фашизма как общественно-политического явления существенно затруднен сложностью его структуры. Уязвимость многих попыток объяснить это явление чаще всего обусловлена тем, что в основу его анализа кладется один из элементов структуры. Между тем, адекватное представление о фашизме может быть получено, только если он будет рассмотрен системно, комплексно. В научной литературе выделяется несколько подходов к проблеме определения сущности фашизма, природы его источников, его соотношения с основными тенденциями политической жизни России, западных посттоталитарных обществ.

Для первого из этих подходов характерен акцент на специфичности фашизма как явления, типичного в основном для Западной Европы в определенных исторических условиях. Утверждается, что фашизм вообще чужд русской почве, что в России он может быть только маргинальным феноменом, и распространенные в наше время концепции фашистской угрозы представляют собой, в сущности, миф, возникший как выражение тревоги интеллигенции по поводу опасности возрождения тоталитаризма, это скорее синдром страха, мифологизация этого синдрома, чем реальное социальное явление.

Второй подход состоит в утверждении, что феномен фашизма имеет международный характер, он рассматривается как проявление кризиса мировой цивилизации, апокалиптической или хилиастической ментальности, порождаемой этим кризисом, - причем это явление глобальное, поскольку данный цивилизационный кризис испытывают все общества.

Данной точке зрения противостоит другая, согласно которой современная либерально-демократическая культура в странах Запада представляет собой надежный заслон любым тоталитарным тенденциям, и в условиях господства этой культуры фашизм осужден оставаться узкомаргинальным явлением.

Еще один подход сводится к утверждению, что понятие "фашизм" в сегодняшнем словоупотреблении отличается крайней абстрактностью, что та совокупность явлений, которые обозначаются этим термином, на самом деле, представляют собой некий процесс, эволюцию и в принципе возможны совершенно иные формы этого явления, которые, может быть, мало будут походить на фашистские движения или фашистские режимы, известные из истории. Важно, соответственно, не столько построить какое-то всеобъемлющее определение фашизма и не столько выяснять его родовые черты, исходя из прошлого опыта, сколько понять, откуда исходит тоталитарная или жестко авторитарная опасность: это главная, центральная проблема, которую следует обсуждать. Говоря о сегодняшней ситуации, сторонники данного подхода подчеркивают, что нынешний российский авторитаризм - это не фашизм, но, тем не менее, он содержит угрозу фашизации. Эта угроза может реализоваться либо путем авторитарной, возможно, тоталитарной эволюции существующих властных структур, либо путем втягивания во властные структуры существующих уже сегодня маргинальных организаций фашистского типа, которые исповедуют фашистскую идеологию. Высказывается мысль, что исторически само понятие "фашизм" эволюционирует в сторону плюрализма, оно становится все более множественным по своему значению. Фашизм (или то, что именуется фашизмом ) обретает все более новые формы и проявления, и, в результате, это понятие теряет аналитическую силу и становится оценочным. В этом плане важна не столько выработка всеобъемлющего определения, сколько мобилизация против самих идей, против использования националистических тенденций в интересах зарождения или укрепления тоталитарных структур, будь то структура мыслей, политическая структура и т.д.

В большинстве случаев термин "фашизм" (само слово "фашизм" происходит от итальянского fasel - "связка", "пучок") используется в научной литературе для обозначения правой формы тоталитарного режима, которая характеризуется национальным (расовым) ценностным критерием организации общества. Фашизм как разновидность тоталитаризма XX века, формирующаяся на базе массовых движений, - это элитарная террористическая диктатура, противостоящая тенденции демократизации общественной жизни, создающая социальные иллюзии корпоративного единства (на расовой, национальной и др. почве), социальной защищенности человека и национально-государственного возрождения. Его родовая тоталитарная характеристика выражается в системе насильственного политического господства, в полном подчинении человека, его экономической, социальной, духовной и даже бытовой и интимной жизни власти господствующей квазиэлиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером (фюрером, дуче, каудильо, вождем и т.п.). Фашизм рассматривается одновременно и как уникальная по характеру система создания противоречащих интересам народа ложных "национальных единств" в масштабах большей части нации, форма реакционно-диктаторской консолидации масс, основанная на насилии (терроре), шовинизме, экспансионистских устремлениях и имперских амбициях, а также как специфическая система воспроизводства социально-психологических настроений, основывающихся на негативной, деструктивной базе - человеконенавистничестве, элитарности, культивировании агрессивности, сочетающейся со слепым послушанием, "отчуждением" от рядовой личности всякой ответственности за содеянное, фанатизмом и дисциплиной. Среди психологических источников распространения фашизма называют неблагополучие личности ( материальное, социальное, духовное), чувство разочарования, национальной ущемленности, а также стремление человека действовать, не считаясь с существующими ограничениями и нормами. Фашизм, освобождая от этих норм, облегчает, идеологически легитимизирует действия и ориентации людей, утверждающих себя в обществе посредством насилия.

Появление идеологии фашизма было подготовлено всем ходом развития общественно-политической мысли в прошлом, в особенности конца XIX - начала XX века. Идеология, особенно германского фашизма, опиралась на систему взглядов, выработанных мыслителями прошлого, в первую очередь, А. Шопенгауэром и Ф. Ницше. Исторически наивысшей степени массового влияния фашистская идеология и основанные на ней организации и движения достигли в десятилетия между первой и второй мировыми войнами. В Западной и Центральной Европе возникли влиятельные фашистские партии. В марте 1919 г. и в ноябре 1921 г. в Италии возникает Национал-фашистская партия (НФП). В 1920 г. на политической сцене в Мюнхене появляется Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП). И в 1934 г. в Испании создается фалангистская партия во главе с Франко.

Несмотря на различия подходов, большинство ученых сходятся во мнении, что для фашизма характерны следующие важнейшие признаки:

- крайний национализм (шовинизм), признание за господствующей расой или нацией особой исторической миссии и права на создание нового государственного или даже мирового порядка, насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцид);

- культ вождя как единственно легитимного выразителя национальной идеи и воли народа;

- отрицание демократии и плюрализма в пользу диктатуры и однопартийности, культ отношений подчинения, создание военизированных формирований, индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника;

- социальная демагогия, постоянный поиск врага в целях сплочения и возрождения нации, культ силы, войны как средства расширения территориальных споров и защиты геополитических интересов господствующей нации.

Так, экспертами РАН под собственно фашизмом понимается идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Директор Института социологии РАН В. Ядов выделяет семь основных отличительных признаков национал-социалистической идеологии (фашизма):

- доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими;

- утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо, как минимум, в зоне геополитических интересов данного народа;

- отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, которая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных;

- установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отрицание каких-либо общечеловеческих, нравственных норм;

- утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и сопротивления установленному порядку путем практических действий;

- безудержная демагогия как стиль пропаганды, обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.п.), что должно содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности;

- культ харизматического лидера, вождя, наделяемого чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданности национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов;

- оправдание деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование символики, одобрение литературных источников фашистского типа.

3. Состояние российского законодательства в сфере противодействия политическому экстремизму

В российском обществе существует согласие в том, что политический экстремизм должен преследоваться по закону. И хотя создание соответствующей законодательной базы и ее применение на практике оказываются достаточно затруднительными, определенная нормативная база для успешного противодействия этому явлению имеется.

Основой правовой базы по проблемам противодействия политическому экстремизму является Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Провозглашая свободу мысли и слова (Ст. 29), Конституция Российской Федерации, вместе с тем, содержит запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой. За нарушение действующих законов виновные подлежат различным видам ответственности - от дисциплинарной до уголовной. Ст. 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющая идеологическое многообразие, многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом, запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Аналогичную формулировку содержит ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. ( №82-ФЗ).

В соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации содержатся нормы, которые при определенных обстоятельствах могут быть применены в борьбе с крайними проявлениями политического экстремизма, направленными на подрыв основ конституционного строя, против общественной и государственной безопасности (ст.ст. 208, 239, 280,282, 354 УК и др.). Так, в ст.282 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность (в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет) за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

В Федеральном законе Российской Федерации "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" от 19 мая 1995 года подчеркивается, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. Ст.б этого Закона запрещает использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральный Закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. (№ 130-ФЗ) ( с изменениями от 7 августа 2000 г.) определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

В Указе Президента Российской Федерации"0 мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" от 23 марта 1995 г. (№ 310) обращается внимание на участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма. Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и территориальную целостность России. В Указе предусматривается целый комплекс мер по усилению борьбы с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма, по координации в связи с этим деятельности Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, Минюста, Комитета по печати, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и др.

В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и других форм политического экстремизма в Российской Федерации, а также для всестороннего анализа причин и условий, способствующих проявлению различных форм политического экстремизма, выработки мер, направленных на предупреждение таких причин и условий. Указом Президента Российской Федерации "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации" от 27 октября 1997 г. (№ 1143) образована Комиссия по противодействию политическому экстремизму. В соответствии с вышеназванным Указом на территории Архангельской области Постановлением Главы Администрации Архангельской области "О создании межведомственной комиссии по противодействию политическому экстремизмуАрхангельской области" от 11 мая 1999 г. (№ 131) была образована межведомственная комиссия по противодействию политическому экстремизму, а также рекомендовано руководителям муниципальных образований городов и районов области создать при органах местного самоуправления рабочие группы по противодействию политическому экстремизму на территориях муниципальных образований.

В утвержденной Указом Президента Российской Федерации Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. (№ 24) особо подчеркивается, что во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

В Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций подготовлен проект закона " О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации", главной задачей которого является создание правового механизма предупреждения и пресечения пропаганды и иных способов распространения и публичного оправдания фашистской идеологии. В законопроекте делается попытка дать определение фашизма и его пропаганды, предусматриваются различные виды ответственности за публичные действия по пропаганде фашизма и в то же время материальная или дисциплинарная ответственность за неправомерное обвинение граждан или юридических лиц в фашизме.

19 марта 1999 года Государственная Дума приняла Постановление "Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации" , в котором решительно осудила все проявления политического экстремизма, направленные на дестабилизацию экономической и политической ситуации в России и способствующие созданию кризиса в стране.

14 февраля 1995 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания, организованные Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций на тему:" О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации", где были высказаны разнообразные мнения о существовании и предупреждении фашистской опасности в России, выработаны предложения по осуществлению мер по пресечению пропаганды фашистской идеологии.

26 мая 1999 г. Московской городской Думой был принят Закон "О внесении изменений и дополнении в Закон городя Москвы от 15 января 1997 года № 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", устанавливающий административную ответственность физических лиц за нарушение общественного порядка, выражающееся в изготовлении, распространении, демонстрации и ношении нацистской символики на территории города Москвы.

В целях недопущения ваххабитской и иной экстремистской деятельности, угрожающей территориальной целостности и безопасности республики. Народное Собрание Республики Дагестан 16 сентября 1999 г. приняло Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" , в котором запрещается создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание вооруженных формирований, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Для обеспечения координации и взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также в целях осуществления сотрудничества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ 20-21 июня 2000 г. государствами-участниками СНГ было принято Решение о создании Антитеррористического центра государств-участников Содружестав Независимых Государств, а также утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. Это связано с тем, что, как отмечается в документах, международный терроризм приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут массовые человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Транснациональный характер растущих угроз террористической деятельности и преступного экстремизма обязывает государства-участники СНГ консолидировать свои усилия в создании международной системы совместных мер борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 1643-р был утвержден План мероприятий но реализации Программы государств - участников Содружеств Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 год”.

4. Международный опыт противодействия политическому экстремизму

Международное сообщество отрицает экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности. Основными направлениями усилий, предпринимаемых для их противодействию, являются: создание международной и национальной правовой базы, формирование мощных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом, а также оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся источниками вооруженных конфликтов.

Формирование нормативно-правовой базы по противодействию различным проявлениям экстремизма получило наибольшую активность в Европе сразу после Второй мировой войны. В ряде пост тоталитарных стран имеется законодательный опыт предупреждения фашистской угрозы, реставрации нацизма. Законодательство значительной группы государств запрещает деятельность различного рода крайне правых и левых экстремистских партий и организаций, предусматривает ответственность за такие составы преступления, как призывы к мятежу, оскорбление нации, республики, конституции, конституционных учреждений, пропаганду и применение подрывных, насильственных методов. Помимо введения конституционных запретов на деятельность антидемократических экстремистских организаций, а также соответствующего уголовного законодательства, в ряде государств приняты специальные законы, запрещающие создание и деятельность профашистских, про нацистских организаций. Это, в частности, австрийский конституционный закон о запрете Национал-социалистической рабочей партии Германии 1945 г. (закон действует и сегодня);

итальянский закон о запрещении фашистской деятельности 1948 г., действовавший до 1952 г., а также закон о запрещении неофашистской деятельности 1952 г.; португальский закон о запрещении фашистских организаций 1978 г. Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Так, в ч. 3 ст. 19 "Международного пакта о гражданских и политических правах" предусмотрено, что пользование этими свободами налагает особые обязанности я особую ответственность и, следовательно, может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Для более оперативной и эффективной работы с терроризмом государства - члены Совета Европы, подписали Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.).

Особенно жестко борются с проявлениями фашизма в Германии. В середине 80-х годов там были приняты специальные поправки к Конституции, запрещающие как использование профашистской идеологии, так и любую деятельность экстремистских организаций. Тем не менее, в Германии существует большое количество ультраправых организаций, как правило, объединяющих молодых людей в возрасте 18-25 лет. Это прежде всего Анархистская партия Германии, Социальная партия Германии, немецкое крыло Ку-Клус-Клана, а также организация известного неонациста Манфреда Редера "Германско-российский совместный фонд" - все они функционируют полулегально. И хотя многие экстремистские движения в Германии имеют свои сайты в Интернете, публичных акций они стараются избегать, т.к. германское правосудие сурово карает последователей гитлеровской идеологии и оперативно реагирует на малейшие ее проявления. Выражается это в массовых обысках и разгромах штаб-квартир группировок, уголовном преследовании их лидеров.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии предусматривает уголовную ответственность за публичную демонстрацию нацистской символики и ее пропаганду. Запрет на деятельность экстремистских организаций вправе налагать министры внутренних дел земель, входящих в Федерацию. Официально контроль за деятельностью групп, признанных экстремистскими, осуществляет Ведомство по охране Конституции, причем методы открытого наблюдения сочетаются с оперативно-агентурными. Для предотвращения возможных злоупотреблений и нарушения прав человека деятельность самого Ведомства находится под постоянным контролем специальной комиссии бундестага.

Большое количество актов насилия, согласно полицейским данным, совершают иностранные экстремисты. В Германии в настоящее время проживает около 7,2 млн. иностранцев, примерно 55000 из них, согласно данным ведомства по охране конституции, являются членами экстремистских либо террористических иностранных организаций, за которыми по поручению ведомства по надзору за законностью ведется постоянное наблюдение. Внутренняя безопасность ФРГ подвергается угрозе со стороны экстремистских (террористических) группировок, в частности, курдского и турецкого происхождения, в связи с чем на территории ФРГ была запрещена Трудовая партия Курднстана. Кроме того, полиции ФРГ приходится вести постоянную борьбу и с немецкими экстремистами ( террористами) в возрасте от 15 до 24 лет, которые осуществляют насильственные акты по отношению к иностранцам, проживающим на территории ФРГ (убийство иностранцев, нанесение телесных повреждений, поджог общежитии и домов, где проживают иностранцы, покушение с применением взрывоопасных веществ, повреждение еврейских кладбищ, памятников, проведение расистских демонстраций, факельных шествий и т.д.).

Большая заслуга в борьбе с экстремистами и террористами, обеспечении внутренней безопасности, недопущении расширения и эскалации насилия принадлежит специально созданным подразделениям криминальной полиции (AG Krio, 1992 г.) и отделу криминальной полиции "Терроризм" (ТЕ). В целях повышения эффективности борьбы полиции с экстремистами в 1992 г. Комиссией по охране государства (АО Krio) был составлен перечень мероприятий (см. Die Polizei, 11/1992), предусматривающих создание специальных групп дознания и сбор сведений о потенциальных преступниках и преступных группировках путем получения информации от внедренных полицейских - агентов (тайное расследование), усилением полицейских подразделений в зонах интенсивности преступлений, активизацией работы полиции с общественностью (привлечение ее к участию в раскрытии преступлений, розыскной деятельности с вознаграждением за работу) и др.

Гораздо более терпимо относятся к радикалам во Франции: во французском законодательстве нет запрета на деятельности подобных движений (но пункт о запрещении использования фашистской символики есть). Одним из наиболее известных французских радикальных течений является Народный фронт во главе с Жаном-Мари Ле Пеном. На последних парламентских выборах Ле Пен набрал более 15% голосов избирателей. Однако из-за своих чрезмерно пылких речей в защиту Гитлера Ле Пен был вынужден расстаться с депутатским креслом в Европарламенте.

В Италии в 1975 году был принят закон № 654, который ратифицировал Международную Конвенцию по ликвидации всех форм расовой дискриминации и в уголовный кодекс введен ряд новых составов преступления. В строгом соответствии с Конвенцией было запрещено создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной и религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и "содействующих им лиц". Позднее, в 1993 году, был принят закон № 205, внесший ряд существенных дополнений в прежний закон в части предупреждения преступлений путем применения превентивных мер, расширения спектра наказаний, установления уголовной ответственности за демонстрацию в общественных местах и на митингах запрещенных эмблем и символов. Этим же законом был введен особый порядок приостановления деятельности и роспуска экстремистских организаций, ведущих подстрекательскую деятельность, включая подстрекательство к дискриминации. Правом роспуска таких организаций с соблюдением соответствующей предварительной процедуры, включающей доклад Совету Министров, наделен министр внутренних дел республики.

Конституция Португалии 1974 года следующим образом запрещает создание фашистских объединений: "Все граждане имеют право свободно объединяться при условии, что их объединения не преследуют целей, связанных с применением насилия, и не противоречат уголовному законодательству... Запрещаются вооруженные и военизированные объединения или объединения, преследующие военные цели, создаваемые независимо от государства и его вооруженных сил, а также организации, проповедующие фашистскую идеологию". Чтобы термин "фашистский" не вызывал юридических разногласий, законодательство разъясняет: " фашистскими считаются организации, которые в своих уставах, манифестах, сообщениях и заявлениях руководящих и ответственных деятелей, а также в своей деятельности открыто придерживаются, защищают, стремятся распространять и действительно распространяют принципы, учения, установки и методы, присущие известным истории фашистским режимам, а именно: ведут пропаганду войны, насилия как формы политической борьбы, колониализма, расизма, корпоративизма и превозносят видных фашистских деятелей. Организацией фашистского характера считается, в частности, та организация, которая посягает на конституционный порядок, демократические институты и государственную власть, используя антидемократические методы, в том числе насилие. Фашистскими считаются также те организации, которые распространяют и применяют идеи и формы борьбы, угрожающие единству нации".

В Уголовном кодексе Испании предусматривается тюремное заключение за разрушение или ослабление национального чувства, посягательство на единство испанской нации, поддержку или пропаганду деятельности сепаратистов распространение ложных, искаженных или тенденциозных слухов или сообщений с намерением причинить вред авторнтету или мощи государства.

Определенный интерес представляет система обеспечения внутренней безопасности США, где борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из приоритетных задач Правительства. Это связано с тем, что несмотря на относительную стабильность американского общества, реальностью сегодняшних дней стала резкая активизация деятельности радикальных организаций различного толка. В руководящих документах Министерства обороны и Комитета начальников штабов США вооруженный экстремизм определяется как "незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, часто для достижения политических, религиозных или идеологических целей" (FM 19-15). Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений. Их конкретизация дается в целом ряде актов, прежде всего, самого Министерства обороны и Министерств видов вооруженных сил. Одним из документов этой категории является принятый в июле 1993 г. Устав FM 100-19, FM 7-10 "Внутригосударственные операции". В нем раскрываются основные принципы и механизмы использования ВС и взаимодействия их с гражданскими властями с целью предотвращения актов вооруженного насилия внутри государства. Опыт борьбы с экстремизмом в США и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки.

* * *

Угрожающий характер политического экстремизма конституционному строю, территориальной целостности, всей системе общенациональной безопасности страны требуют оказания ему общегосударственного противодействия, разработки и практической реализации единой наступательной антиэкстремистской политики, которая должна включать комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению политического экстремизма, снижению его активности и локализации последствий его проявлений. Программа противодействия политическому экстремизму должна способствовать достижению общественного согласия, быть понятной и принятой политическими партиями и движениями, стоящими на различных идеологических позициях, способствовать вовлечению государственных и общественных организаций, всех заинтересованных сил в решение этой актуальной проблемы.



Перечень документов по проблеме законодательного регулирования противодействия политическому экстремизму.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М. - Юридическая литература. - 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации. - М. - Норма. - 2000.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М. - Норма. - 2000.

Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ "Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г.).

Проект федерального закона Российской Федерации "О противодействии политическому экстремизму" (внесен Правительством Российской Федерации).

Проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму" (внесен Правительством Российской Федерации).

Проект федерального закона Российской Федерации "О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы Российской Федерации В.И.Зоркальцевым).

Проект федерального закона Российской Федерации "О запрещении деятельности экстремистских общественных объединений в России". Отклонен Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 3 апреля 1996 г № 217-11 ГД. (Внесен Московской городской Думой на рассмотрение весенней сессии 3 апреля 1996г.).

Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1999 г. “Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации “Принято Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1999 г .№ 3802-11 ГД .

О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний, 14 февраля 1995 года. - М.: Редакционно-издательский отдел Аппарата Государственной Думы. - 1995.

Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 1999 г. Ms 1521 "Об утверждении состава Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 808 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1997 г. № 1143 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 6 июля 1998 г., 1 сентября 2000 г.).

Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации".

Послание Президента Российской Федерации от 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 июня 1999 г. № 855-р "О рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О противодействии политическому экстремизму" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О противодействии политическому экстремизму".

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы" (с изм. и доп. от 21 декабря 1999 г., 9 февраля, 20 апреля, 24, 28 июля 2000 г.).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 1643-р " Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года".

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2000 г. № 600 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 20003 года" (с изм. и доп. от 11 ноября 2000 г.).

Закон г. Москвы от 26 мая 1999 г. № 19 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 15 января 1997 года №1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы".

Закон г. Москвы от 15 января 1997 г. № 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы" (с изм. и доп. от 26 мая 1999 г.).

Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 1998 г. № 951 "О запрещении проведения в городе Москве съезда Общественно-политического движения "Русское национальное единство".

Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". Принят Народным Собранием Республики Дагестан.

Положение "О межведомственной комиссии по противодействию политическому экстремизму в Архангельской области". Утверждено Постановлением Главы Администрации Архангельской области от 11 мая 1999 г. №131.

Решение о проекте Решения о создании Антитеррористического центра государствучастников Содружеств Независимых Государств (Москва, 20 июня 2000 г.).

Решение о проекте Решения о Программе государств - участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года (Москва, 21 июня 2000 г.)

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г. 49/60 "Декларация по ликвидации международного терроризма".

Заявление Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации "Об угрозе фашизма и расизма ". //Российская газета - 1998. - 14 июля.

Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 17-19 июля 2000 г.

 

Литература

Крашенинннков П.В. Министерство юстиции готово решать новые задачи: [Беседа с министром юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинпнковым /Записал 10. Звягин] //Журнал российского права -1999. - 2. - С.3-11.

Краснов М. Политический экстремизм - угроза государственности //Российская юстиция .-1999. - № 4. - С.4-7.

Басалай А. Опасность: национальный экстремизм //Диалог . - 1999. - № 10. - С.78-81.

Белоусов Л.С., Шумаван А. История фашизма и его преодоления в единой история Европы XX века: [Библиографический обзор] // ПОЛИС (Политические исследования). -1999.- № 4.-С. 168-178.

Курскова Г.Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений: (Краткий исторический очерк) // Социально-гуманитарные знания . -1999. - Xs 1. - С. 191 -209.

Милза П. Что такое фашизм? // ПОЛИС (Политические исследования). - 1995. - 2.-С.156-163.

Политические идеологии : Учебное пособие для студентов /Желтов В.В., Кумскова С.Н., Бондаевский В.П. и др. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т: Кузбассвузиздат. - 1996.

Лапаева В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом // Законодательство и экономика .-1998. -№ 6. - С.8-15.

"Коричневые": сущность и признаки. - Московские новости. - 39.-1995.

Колесников А. Философский камень в качестве орудия пыток: [О борьбе с политическим экстремизмом и фашизмом в России] // Новое время . -1999. - №7 - С. 14-15.

Колесников А. Ускользающее уродство: Правовая база для борьбы с политическим экстремизмом в России уже существует//Диагноз. -1999. - №4. - С.4-5.

Безыменский Л. Фюрер в законе: [О борьбе с политическим экстремизмом и фашизмом в России] // Новое время . -1999. - № 7. - С. 18.

Чиаурели Р. Тепличный фашизм: Опыт борьбы с экстремизмом на Западе // КоммерсантЪ Власть .- 1999. -№ 5. - C.I 1-12.

Кононов А.И., Романов Н.А. Общая характеристика политического экстремизма в современных условиях. - М. - МБР. -1994.

Дилигенский Г.Г. Старый и новый облик фашизма. - ПОЛИС (Политические исследования). -1995. - № 2. - С.34-37.

Фашизм в современной России: опасность и ее недооценка. - История государст- права.-1999.- №4.

Спожников Б.Г. Совместимы ли защита прав человека и политический экстремизм? // Актуальные вопросы экологии, социологии, управления и права. - 1999. - С.26-29. - (Науч. тр.: МНЭПУ: Вып.2. Сер. Работы молодых ученых и студентов).

Шаракшанэ С. Ислам и политический экстремизм // Религия и право. - 1999. - № 4-5-С.26-27.

Противодействие политическому экстремизму: теория я судебно-следственная практика // Российская юстиция. - 2000. - № 1. - C.I 1-14.

Мартыненко Б.К. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. - 1999. - № 1. - С.64-79.

Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского университета. Серия 12, Политические науки. - 2000. №2.-С. 107-116.

Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России; Ин-т эксперим. социологии; Моск. антифашист. центр; Информ.-эксперт. группа Панорама. -М.-1996.

Романов Н.А. Сущность и содержание политического экстремизма. - М. - Академия ФСБ РФ.-1991.

Грачев А.С. Политический экстремизм. - М. - Мысль. -1986.

Бибикова О. Баткен: наступление мусульманского экстремизма // Центральная Азия и Кавказ . - 2000. - № 1. - С.35-45.

Бибикова О. Наступление исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. .-2000.-№2.-С.15-21.

Жданов Ю.А. Социальная природа фашизма // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Общественные науки . - 1995. - № 1. - С.3-9.

Корнева Л.Н. Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма, 1945-90-е годы: Учебное пособие / Науч. ред. Галактионов Ю.В.; Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, Кемеров. гос. ун-т. - 1998.

Родионов М.М. Фашизм в современной России: опасность и ее недооценка // История государства и права . -1999. - № 4. - С.27-30.

Рыклин А., Хитаров Д. Виртуальные войны с реальным нацизмом: Власть сражается с экстремизмом пока лишь на словах // Итога . - 1999. - № б. - С.24-26.

Сущинская С.И. Борьба полиции ФРГ с политическим экстремизмом в терроризмом //Борьба с преступностью: история и современность. - 2000. - С.85-87.

Колесников А. Философский камень в качестве орудия пыток: [О борьбе с политическим экстремизмом и фашизмом в России] // Новое время . -1999. - Ns 7. - 14-15.

Бондаревский В.П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. - М. - 1999.

Галкин А. О фашизме - его сущности, корнях, признаках и формах проявления //ПОЛИС (Политические исследования). -1995. - № 2. - С.6-15.

Митрошенков О.А. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX. века // Социально-гуманитарные знания . -1999. - № 1. - С.84-102.

Казначеев П. Национал-экстремизм и антифашизм: новые тенденции //Правозащитник. - 1999.-№ 4. - С.37-42.

Вверх...
Назад


Приложение к Русскому ПолитСайту
©2001, Владимир Рус

Hosted by uCoz