|
РУССКИЙ СБОРНИК актуальные материалы по русскому вопросу |
Владимир Рус И наступили дни…
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда». (Иер. 31.31-36) |
|
«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. ...Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Ин. 1.11-17) |
|
«Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». (Ин. 18.37) |
Случилась у меня дискуссия с одним «русскоязычным», который сам себя охарактеризовал так: «Я не еврей. Точнее, не совсем еврей. И уж точно - не иудей. Но это так, для справки. А вот израильтянин - да». Не любитель я длительные беседы вести с этой «братией», а тут пришлось, чтобы не подумалось моему оппоненту, будто нечего мне ответить на его «меткие» замечания. Хотя дискуссия и была не желанная, тянулась больше двух месяцев, с 24 июля по 7 октября 2002г., но, в результате, на удивление получилась интересная и весьма показательная, как по поднятым вопросам, так и по данным ответам. Темы были затронуты острые, тут и антисемитизм и еврейская пропаганда в Интернете, и Тора с Талмудом и Новый Завет, и «чем жиды от евреев отличаются», и всякое такое прочее. Кого заинтересует, весь диспут можно найти на моем форуме «Русская Идея» (http://rusidea.chat.ru), а вот, что касается спора о соотношении, так сказать, христианства и иудаизма, прошедшего красной нитью через всю дискуссию, то хочу выделить его в «отдельное производство» и привести здесь. Считаю крайне важным в меру своих скромных сил прояснить этот «вечный» вопрос, ввиду его непреходящей актуальности. Особо отмечу, что именно вокруг него сегодня концентрируется вся антиправославная риторика так называемых «русских неоязычников».
Казалось бы, чего неясного, иудаизм с самого возникновения христианства встал к нему в самую жесткую и непримиримую оппозицию. Изначально эти два учения являются очевидными и естественными антагонистами. Христос, несомненный основатель христианства, Бог, явившийся в человеческом воплощении, мессия, предреченный Ветхим Заветом, был отдан иудеями на страшную казнь. Прошедшие после этого два тысячелетия полны примерами целенаправленной антихристианской работы иудейских «мудрецов». А вот ведь мой оппонент, «лицо израильской национальности», пишет, с недетской наивностью, что «христианство есть ответвление иудаизма».
Я даю ему короткий и исчерпывающий ответ: «Для вас "христианство есть ответвление иудаизма", то есть ересь, с которой надо бороться, а для христиан - преодоление иудаизма, предавшего и распявшего самого Бога. Я не собираюсь доказывать вам христианскую правду, это бесполезно, но и вы не лезьте ко мне со своей. Или, хотя бы, сначала потренируйтесь на палестинцах в доказательстве того, что ислам "есть ответвление иудаизма". Приятных вам дискуссий».
Но «израильтянин» не унялся. Почему? Возможно, тут последний рубеж обороны последователей Талмуда и Каббалы. Возможно, тут поворотный пункт, ключевая точка, где легче всего сбить безрассудного с истинного пути или слегка подтолкнуть колеблющегося на краю пропасти. И он продолжает в новом сообщении, как ни в чем не бывало: «Это написано хотя бы в Ваших религиозных трактатах? (Впрочем, что это я - Вы даже здесь предпочитаете пользоваться тем, что написали в свое время евреи, тут Ваш антисемитизм куда-то пропадает)».
Оставим безосновательное обвинение в антисемитизме на совести моего оппонента (если, конечно, она у него имеется), обратите внимание на настойчивость, с которой он пытается подмять христианство под иудаизм.
И я вынужден продолжить дискуссию: «У вас навязчивая идея "намекать", что христианство "вторично" по отношению к иудаизму, вот и снова вы упрекаете христиан использованием того, "что написали в свое время евреи", т.е. Ветхого Завета. В этой связи напомню вам, что древние евреи многое позаимствовали из религий, преданий и научных знаний того времени у других народов - шумеров, вавилонцев, египтян и т.д. Христианство же, почерпнувшее некоторые черты иудаизма, не ближе к нему, чем человек к обезьяне, хотя человек, тоже, унаследовал немало признаков этого животного. Возможно, обезьяна считает неоспоримым свое превосходство перед человеком, а последнего - неудачным ответвлением обезьянизма. Это ее проблемы».
Ему и этого мало. Послушайте какие «факты» он приводит в своем следующем сообщении: «Самыми оскорбительными для антисемита являются почему-то такие факты как то, что Иисус был раввином, знатоком Торы, человеком, неукоснительно соблюдавшим еврейский Закон…». Ничего себе, «…Иисус был раввином, … неукоснительно соблюдавшим еврейский Закон». Это говорит потомок и последователь тех, которые требовали его смерти за «богохульство», которые кричали: «кровь Его на нас и на детях наших».
Он мне надоел. Я пишу ему, подводя итоги нашей беседы: «…Но вера у меня другая и вашим "мудрецам" верить мне не с руки. Им Христос сказал: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи". Кстати, и вы от своих "мудрецов" далеко не ушли, судя по той наглой лжи, которую даже на Христа не постеснялись возвести, говоря, "что Иисус был раввином, знатоком Торы, человеком, неукоснительно соблюдавшим еврейский Закон". Знатоком Торы Христос, конечно, был, так как он - Бог и знает все, а не только Тору. Но раввином (см. словари русского языка и иностранных слов), т.е. "служителем культа в еврейской религиозной общине", он не был никогда (и быть не мог, так как даже не имел религиозного образования:). Его же ученики и последователи обращались к нему со словом "равви" в прямом его значении - учитель. Об этом прямо сказано в Евангелии: "Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, -- что значит: учитель, -- где живешь?". Насчет же "неукоснительного соблюдения еврейского Закона" Христом позвольте спросить, не за это ли "соблюдение" иудеи предали его мученической смерти? Вы со всей скромностью заявляли, что не являетесь знатоком талмуда, но строите из себя большого знатока христианской религии - напрасно, любезный, почитайте Евангелия - они опубликованы почти на всех языках, включая и иврит - это Новый Завет, и в нем Заповеди Христа, являющиеся антитезой Ветхому Завету».
Я то думал, все, угомонил «сердешного», даже и заголовок ответа дал «Подведем итоги нашей беседы…», чтобы он понял, не хочу я больше эти разговоры вести. Но опять я недооценил «стойкого бойца», задал он по этой теме еще один вопрос, решающий: «Мне было бы очень интересно узнать, какие такие антитезы Ветхому Завету есть в Новом, с которым я, кстати, знаком лучше, чем Вы думаете».
Назвался я груздем, пришлось полезать в кузовок. Одно дело - знать ответ, а другое - обосновать его. Спасибо моему неугомонному противнику, и он для нужного дела сгодился, как говорится «на то и вошь, чтоб солдат не дремал» - не ждано, не гадано, погрузился я в глубины богословские. Не судите строго, семинарий не заканчивал, в душе своей искал решение и в Священном Писании, что не так, поправьте, если сможете за слова свои постоять, как и я за свои.
Вот мой ответ, на нем и закончилась «битва в Интернете» между православным русским человеком и русскоязычным израильтянином, совсем не русским, хотя и «не совсем евреем»:
«Это про вас: "Сам себя не похвалишь - никто не похвалит". Куда девается ваша скромность, с которой вы говорите о своем не слишком глубоком знании талмуда, как только вы заводите речь о Новом Завете. Но если вы считаете себя знатоком последнего, то почему сами не видите коренной разницы Ветхого и Нового Заветов?
Достаточно сравнить евангельские проповеди Христа и Моисеевы законы, или, для получения детального ответа, прочитать Послания Святого Апостола Павла, являющиеся по канону частью Нового Завета. Но, если вам самому трудно разобраться в этих исходных текстах, то существует масса литературы, накопленная за два тысячелетия, где этот вопрос рассмотрен всесторонне.
Полагаю, вы либо лукавите, либо сильно преувеличиваете свое "знакомство" с Новым Заветом. В любом случае не стану уклоняться от ответа и изложу вкратце свое видение и понимание этого вопроса.
Ветхий Завет - это, с одной стороны, Договор Бога, заключенный им первоначально с Авраамом, в котором Бог за сохранение истинной веры обещал Аврааму многочисленное потомство, владеющее Землей Обетованной. В подтверждение первой части Договора Авраам и все его потомки мужского пола должны быть обрезаны. А затем этот Договор через Моисея был заключен и со всем народом израильским, как с народом, избранным Богом для сохранения истинной веры. Народу Израиля был дан Закон, основа которого "десятисловие", записанное на скрижалях завета.
С другой, формальной, стороны, Ветхим Заветом называют собрание древних еврейских текстов, вошедших в церковный канон в первые века нашей эры, и почитаемых уже самыми первыми христианами, как боговдохновенные книги, как кладезь древней мудрости и исторического опыта.
Новый Завет - это, с одной стороны, Новый Договор Бога со всеми народами, данный в Заповедях Христа, самого Бога, явившегося людям в человеческом воплощении. Заповеди Нового Завета, основу которых составляет Нагорная Проповедь, изложены Апостолами в Евангелиях и Посланиях. Народ Израиля, не признавший в Христе Мессию и Сына Божьего и предавший его на мученическую смерть, явившуюся искупительной жертвой Христа за все грехи человеческие, утратил свою богоизбранность, а избранным Богом народом стали все уверовавшие во Христа - Бога Истинного и Живого.
С другой, формальной, стороны, Новым Заветом называют собрание древних христианских текстов, вошедших в церковный канон в течение первых веков христианской истории, но уже с самого ее начала почитаемых христианами как Учение Христа.
При чтении книг Ветхого и Нового Заветов явственно видны как преемственность Нового Ветхому, так и отрицание Новым Ветхого. Преемственность в том, что появление Христа и Нового Завета было предсказано Ветхим Заветом, на что неоднократно ссылаются Евангелия и другие новозаветные тексты, а отрицание в том, что ветхозаветный Закон, введенный через Моисея, был упразднен самим Богом в лице Бога-Сына его новозаветным учением. В результате, несмотря на несомненную преемственность, Новый Завет во многом является прямой антитезой Ветхому.
Говоря языком диалектики, Новый Завет произрос из Ветхого, а Ветхий Завет умер в Новом. И этой диалектике учитель ни Гегель и ни Энгельс, а сам Христос: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Поэтому и сказано Им: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить".
В чем же основные отличия двух Заветов?
Ветхий Завет содержит Закон в прямом смысле этого слова, он предписывает чего нельзя делать и что нужно делать, он детально регламентирует жизнь человека, принадлежащего подзаконному народу, и устанавливает наказание за преступление Закона. Это земное законодательство, хотя и освященное именем Бога, оно действует в этой жизни, в этом мире, и наказание и воздаяние ждет по нему человека или его потомство здесь. Но, как и любое законодательство, оно несовершенно, оно не способно сделать человека внутренне лучше, оно внешнее по отношению к нему и его душе.
Закон - юридическое установление для "подзаконных" людей, по любому закону - "не пойман - не вор". Учение же Христа - установление нравственное и общечеловеческое, можно обмануть людей, но Бога и совесть не обманешь, оно учит, как сохранить душу от греха, а вечное наказание и воздаяние ждет человека в иной жизни, в ином мире.
Многое из того, что исключительно важно для Закона и его ревностных последователей, для учения Христа таковым не является вовсе. Вот эти антитезы. Ветхозаветный Закон предписывает "соблюдать субботу", а Христос говорит, что "суббота для человека, а не человек для субботы". Закон предписывает за прелюбодеяние побивать камнями, а Христос говорит: "Кто без греха, первый брось камень". Закон предписывает, что и как можно есть, чтобы не оскверниться, а Христос восклицает: "Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека". Закон предписывает обрезание, а Павел, призванный Богом с неба в Апостолы, а до того бывший, "обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности -- гонитель Церкви Божией, по правде законной -- непорочный", предостерегает: "Берегитесь обрезания". При этом, конечно, Новый Завет не отказывался и не мог отказаться от "неформальных" заповедей Ветхого: веруй в истинного Бога и не сотвори себе кумира, не произноси имя Господа напрасно, почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого добра. В этом связь и однопричинное единство двух Заветов.
Ветхозаветный Закон является законом религиозно-юридическим, в нем слиты законы веры и законы земной власти, а Новый Завет разделяет две эти составляющие Закона на закон веры, нравственное Учение Христа, и на законы земной власти - "кесарево кесарю, а Божие Богу".
То, что в Законе указано для исполнения людьми несовершенными, не ведет их к совершенству. Христос же говорит: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", и дает нравственный идеал самоочищения, всепрощения и доброты. Конечно, человек грешен и грешным останется, человек слаб - он не может повернуть бурный поток жизни, который влечет за собой его и других, а нравственный максимализм Нагорной проповеди в идеале также недостижим человеком, как и божественное совершенство, но этот идеал возвышается над бурлящей и темной бездной как маяк, указующий путь к спасению. "Люди Закона" не могут этого понять, не зная, что "буква убивает, а дух животворит", они воспринимают Христовы Заповеди буквально, как предписания своего закона, и удивляются, почему, например, христианине не дают им безнаказанно бить себя по щекам. Они не способны понять даже самого простого и естественного, того, что христианское всепрощение касается "ближних", а "ближним" для христианина не может быть враг его веры, его народа, его близких, его души. Интересно, что и наши неоязычники спотыкаются на этих же местах, то есть имеют менталитет родственный иудейскому менталитету.
Живущему по Закону не нужно мучить себя сомнениями, все предписано Законом, а на непонятные вопросы и сложные жизненные коллизии дадут ответ, сообщат "истину" в последней инстанции, "специально обученные" его толкователи. Христианин же должен каждый свой шаг проверять своей совестью и, не имея готового ответа на все случаи жизни, сам постоянно искать Истину в ее конкретных ежеминутных проявлениях. Конечно, так трудней, но только таков путь к Богу, если этот Бог - Христос, а не Враг Рода Человеческого».
11.12.2002г.
Вверх... | ||
| |